"Армянский вопрос". Что это такое?
Есть особый термин - "армянский вопрос". Он появился в 1878 г. на конгрессе в Берлине. Других вопросов, скажем, белорусского, туркменского, азербайджанского, грузинского- нет, а "армянский вопрос" есть. Причем, он приобрел, пожалуй, всемирный статус и заботит многие народы, особенно те, которые соприкасаются с армянами, живут с ними по соседству...
1. Для самих армян, как они его ставят и декларируют,- это "вопрос жизни и смерти!" Суть вопроса, как утверждают армяне, точнее - армянские главари и григорианская церковь, состоит в следующем.
Армянская нация - самая древняя, добрая, талантливая, трудолюбивая, цивилизованная. Но она же и самая обиженна, гонимая, многострадальная. Исконные земли Великой Армении отняли кочевники-варвары, уничтожая несчастных армян. Потому армяне рассыпаны по всему земному шару. Сегодня нужно восстановить справедливость, отомстив вандалам. И все мировое сообщество должно, обязано, общими объединенными усилиями помочь армянам наказать варваров-захватчиков, изгнать их с исконно армянских земель - Западной Армении (это - почти вся Турция и Сирия), Восточной Армении (Азербайджан, Грузия, часть Ирана), Северной Армении (Кавказ, включая Ставрополье, Краснодарский край, Ростовскую область и далее вплоть до Воронежа) .
А если они, эти "кочевники XX века" не захотят уходить, то их надо уничтожить, изгнать все варварское население с исконно армянских земель. А самое главное - после освобождения этих земель помочь армянскому народу построить (вернее воссоздать!) Великую Армению от моря до моря (имеется в виду Черное, Средиземное, Каспийское моря).
Все это не фантазия, а "чаяния", требования армянского народа, самая суть "армянского вопроса", который более чем серьезно поставили армяне перед собой и перед человечеством. Причем все зафиксировано документально (см. Ов.Качазнуни [28]).
2. Для соседей армян, для стран, в которых имеются районы компактного проживания армян, - Турции, Ирана, Азербайджана, Грузии, России, Ливана, Узбекистана, Таджикистана, Украины и др. Для них "армянский вопрос" звучит как "армянская опасность". Он, вернее, его носители - армяне, являются потенциальным источником конфликтов - "движений", "революций", столкновений, террора, вспыхивающих, как уже отмечено выше, в сложные для данной страны периоды истории - в виде удара ножом в спину. Причем эти конфликты обязательно становятся еще и орудием в руках внешних врагов данной страны, поводом для вмешательстваво внутренние дела государства.
3. Для мирового сообщества, точнее правительств крупных держав, "армянский вопрос" является удобным предлогом для достижения своих корыстных, даже коварных, целей по отношению к странам - "притеснителям" армян. Так, этот пресловутый "вопрос" неоднократно и, пожалуй, все великие державы использовали в дипломатических, политических, военных иrpax, в качестве "армянской карты". Прикрывая ею свои истинные корыстные цели, они поощряли и подталкивали (и подталкивают ныне) армян в пекло событий, часто кровавых, а когда отпадает нужда в эксплуатации "вопроса", бросают армян на произвол судьбы, начисто забывая свои посулы и обещания.
Тем временем армянские лидеры бросаются в объятия уже другого "благодетеля", пусть даже вчерашнего врага, не гнушаясь тем, что этот новый хозяин не будет доверять им и не станет искренним другом армянства. Напомню хотя бы об одном, типично армянском лидере Андранике, не знаю даже как его называть- турецкий паша, русский генерал, советский товарищ, английский осведомитель, армянский беженец... Он приносил клятву верности всем, как их "верный солдат", и всех предавал - как истинный армянин.
Не трудно понять, что и сегодня кое-кто, помогая армянам из-за кулис, использует "карабахскую проблему" в своих корыстных целях. Где нет совести - там правит корысть.
4. Для незаинтересованных людей, для населения стран, расположенных далеко от армян, от мест их скопления. Для них "армянский вопрос" стоит того, чтобы найти ему справедливое решение, учитывая то, что армяне "хорошие", и они "обижены" - ведь так много об этом пишут (армяне занимают одно из первых, если не первое, место в пропаганде на душу населения). Одним словом, эти люди сочувствуют армянам (а конфликтующим с ними не сочувствуют, потому что о них слышат только отрицательные отзывы - от армян, или ничего не слышат - почти нет информации от другой стороны). Эти люди считают "армянское дело" справедливым и желают помочь армянам чем могут.
5. Некоторые незаинтересованные личности, преимущественно ученые - историки, этнографы, политологи, публицисты. По долгу профессии они задумываются: почему существует этот "армянский вопрос" веками, почему армян обижают все? Неужели все плохие и неправы, а только армяне хорошие и всегда правы? Эти люди стараются изучить вопрос поглубже. И тогда... они начинают сомневаться в правоте армян, а дальше - убеждаются в неправоте их, несостоятельности мифа о доброте и многострадальности армян. Этому прозрению помогает и появляющаяся объективная информация из незаинтересованных источников, и особенно, как ни странно, контакты с самими армянами лицо к лицу...
|