Ираван (Ереван)
Ираван - это один из молодых азербайджанских городов. Он был построен в XVI веке в оборонительных целях в период ожесточенных войн между Османской империей и Сефевидским государством. Основателем этого города был Равангулу хан, от имени которого и получил свое название Ираван. Ираван был построен согласно традициям средневекового азербайджанского градостроения. Французские путешественники XVII в. Таверне и Шарден бывали в Ираване. В их записках находим подробное описание этого города. Оба путешественника даже нарисовали его, но, к сожалению, ни один из этих рисунков не сохранился. С этой точки зрения, для нас большой интерес представляют проекты города, подготовленные русскими инженерами в 1827 г. Они дают подробную информацию об архитектуре этого города. Ираван состоял из трех частей: крепости, внутреннего и внешнего городов. Крепость имела квадратную планировку. Ее площадь составляла 7 гектаров. Она с трех сторон была обрамлена крепостными стенами в два ряда. Внутренний город находился на берегу реки Зенги. На его территории был построен Комплекс Сарая Сардар хана. В самом городе имелись многочисленные мечети. Среди них можно назвать ираванскую Джума мечеть. Она была построена по инициативе Шах Аббаса I зодчим Шейх Бахаеддином - известным ученым Ближнего Востока. Здесь также имелись следующие мечети: мечеть Раджаб Паши (1725 г.), Аббаса Мирзы (XVIII в.), Гусейнали хана (Голубая мечеть), Новрузали хана, Ходжа Сафар бека и др. Как правило, при ираванских мечетях имелись красивые сады, в центре которых были бассейны с фонтанами. Сегодня, в результате разрушительной деятельности армянских агрессоров все эти мечети, каждая из которых представляли собой прекрасное произведение искусства, были разрушены. Сохранилась лишь мечеть Гусейнали хана, известная как 'Голубая мечеть'. Она является единственной памятью о народе, построившем Ираван. В Ираване имелись также многочисленные караван-сараи. Среди них можно назвать караван-сараи Сардара, Шейх-и-Ислама, Таглы, Сулу, Сусуз, Гаджи, Кемюрчи, Джулфа, Гаджи Ильяса и др. Это свидетельствует о широких торгово-экономических связях Иравана. Каждая из караван-сараев представляла собой настоящее произведение искусства. Они также были уничтожены армянскими варварами, с той целью, чтобы в городе не сохранились никакие тюрко-исламские следы. Все эти произведения средневекового азербайджанского зодчества сегодня армяне представляют как свои. Отнесение, со стороны армян, города Ираван, которому 500 лет, к древнему государству Урарту (которое никакого отношения к армянам не имеет) просто абсурдно.
МАВЗОЛЕЙ ЭМИРОВ КАРА КОЮНЛУ
Агрессорская политика армян не ограничивается захватом исконно азербайджанских земель. Она затрагивает не только материальные ценности нашего народа, но и духовные. Вульгарный патриотизм армян доходит иногда до пошлости. Хотя, для нас это уже не удивительно, но все же, в своих политических интригах армяне выглядят, порой, просто смешно. Так, армянские националисты, лжеученые заявили мировому сообществу о том, что, якобы, средневековое азербайджанское государство Кара Коюнлу было иранским. Возмутительным моментом является то, что в свою политическую интригу армяне вовлекли и туркменских ученых. По этому поводу был проведен митинг перед Мавзолеем Эмиров Кара Коюнлу в Джафарабаде (ныне Аргаванд (Армения)). На нем приняли участие армянский католикос, туркменские и армянские ученые. Главной темой для обсуждения стала ложная идея о том, что этот Мавзолей был сооружен армянскими архитекторами. Подобное искажение исторических фактов просто возмутительно. Ради восстановления справедливости обратимся к истории, которая говорит с нами языком фактов. Арджиш, расположенный на севере озера Ван, являлся центральной областью Кара Коюнлу. По архитектурно-конструктивным особен-ностям Мавзолей аналогичен Мавзолеями Момине-хатун и Юсифа ибн Кабира в Нахчыване, и может быть отнесен к нахчыванской архитектурной школе Аджеми ибн Абу-Бакра. Мавзолей Эмиров Кара Коюнлу был обследован нами в 1961 году во время совместной экспедиции, организованной Институтом истории АН Азербайджана и Институтом археологии АН Армении. Мавзолей расположен в восьми километрах от Еревана в селе Джафарабад (ныне Аргаванд). Это двенадцатигранное сооружение построено из тесаного туфа, высота которого, без купола составляет двенадцать метров,. В настоящее время на Мавзолее отсутствует купол фриза (22 метров), под карнизом купола арабоязычная надпись крупного шрифта знакомит нас с элементами сулса. Перевод надписи следующий: 'Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Коран (II, стих 256.) Повелел построить гробницу, благословленную величайший, благородный, целое великодушие (наделанное благородством) и добрым нравом, опора государей и султанов, прибежище убогих и отверженных, покровитель мудрецов и жаждущих знания, покровитель (помощник) странствующих дервишей и идущих по пути познания божества (мистиков), слава государства и религии амир Пир Хусайн-да продлит (Аллах) его справедливость-ибн ал-амир ал-усопшего, достигнувшего милости прощающего ал-Амир Са' да-да будет пухом земля ему во время господства величайшего султана, повелителя наиблагороднейшего султан султанов; Востока и Юга покровитель государства и религии Пир Будаг хан ибн Юсиф нойон-да продлит Аллах их господства - дата: пятнадцатого Раджаба восемьсот шестнадцатого года'. 15 раджаб 816 г. х, 11.Х1413г. Упомянутые в надписи Пир Хусаин (1411 - 1414), и его отец Амир Са'д длительный период (XV - XVIII вв.) входили в состав азербайджанских феодальных государств Кара Коюнлу, Аг Коюнлу и Сефевидов.
|