Армянская церковь и ТЕРРОР
Уже долгие годы армяне с их территориальными и иными притязаниями к ближним и дальним соседям, в том числе к России, становятся постоянным объектом внимания на различных международных форумах и многочисленных, главным образом историко-политических, трудов. При этом фактору и роли армянской церкви уделяется, к сожалению, куда меньше внимания. Хотя известно, что у армян религия слилась с национализмом, и религиозное самосознание у них является органической частью самосознания национального. Поэтому армянская апостольская церковь традиционно играет роль материального и духовного спонсора, а также организатора и вдохновителя различного рода армянских крайне националистических и экстремистских группировок. Говоря словами армянского историка Дикрана Бояджияна, армянская церковь и армянский народ настолько слились, что представить их друг без друга невозможно. Напрочь политизировавшись, армянская церковь отошла от собственно религиозных принципов и норм, о чем архиепископ Гевонд Турьян писал: "…Религиозные общины длительное время служили революционными ячейками армянских партий, здесь готовились самые сатанинские программы. Религиозные центры превратились в склады оружия и штаб-квартиры революционных комитетов. Религиозные лидеры словом и пером подстрекали народ к бунту. В проповедях больше не приводились поучительные слова и евангельские доктрины. Людям внушались не верность и правдивость, но лживость, не гуманизм, но злоба и мстительность, не добродетель, но подлость и бесчестие… Религиозные лидеры верховодили на устраиваемых комитетами празднествах, собраниях и церемониях…". Более того, в отсутствие в течение многих столетий армянской государственности армянская церковь являлась политическим лидером армян. Их церковные лидеры реализовывали свою теократию, руководя паствой и диаспорой, политическими партиями, попутно покровительствуя и террористической деятельности.
Заметим, что сам Г.Турьян неоднократно подвергался угрозам со стороны армянских террористических группировок и в 1922 году вынужденно эмигрировал в Америку, а 24 декабря 1933 года, явившись для проведения службы в армянскую церковь в Нью-Йорке, был убит дашнакскими боевиками за предательство якобы идеологии хай-тахд, т.е. дела армянского народа .
Армянская церковь играла с момента своего образования в IV веке и продолжает по сей день играть важную роль в деятельности армянских организаций на всех ее стадиях. На это указывает историк Х.Басдырмачиян, отметивший: "Армянская церковь - это оболочка, в которой живет душа армянского народа для того, чтобы снова вернуться в мир". Согласно архивным данным, в конце XIX - начале XX века армянские группировки при активной поддержке церкви осуществили как террористические акты, так и массовые расправы над мирным населением в Нахчыване, Карабахе, Гяндже, Карсе. В соответствии с идеологией, которой руководствуются армянские церковники, ради достижения национальных интересов допустимы и необходимы вооруженная борьба и массовое кровопролитие. Дело дошло до того, что сами понятия террора и массовых убийств воспринимаются армянами чуть ли не как синонимы справедливости. Примечательно, что армянские боевые группировки признают совершенные ими акты, однако при этом пытаются представить свои преступные действия как нечто "законное". Кроме того, они активно спекулируют на факторе вероисповедания, облачаясь в одежды безвинно притесняемого окружающими мусульманами древнего и "многострадального" христианского народа и привлекая к себе таким путем внимание мировой общественности. Радикальные армянские группировки камуфлируют свои насильственные акции против турок, становясь в позу борцов за "справедливость" для своего народа. Такая "справедливость" в представлении этих группировок оправдывает практически любые действия. Это свидетельствует о масштабах ненависти, которая столетиями систематически внушается армянам, независимо от места жительства и общественного положении, григорянской церковью и политическими партиями.
Видный дашнакский идеолог Грант Маркарян писал, что пока миром правят не законы, а сила, партия "Дашнакцутюн" вынуждена наряду с политическими и идеологическими методами борьбы прибегать также к революционным акциям, которые рассматриваются как вполне допустимые во имя торжества пресловутой "справедливости". Вот как сформулировал этот принцип другой дашнакский идеолог - Эдуард Оганесян: "Справедливость как священный принцип всегда превалирует над законом. Для осуществления этого высокого принципа можно не обращать внимания на законы, а при необходимости даже устранять эти законы насильственным путем" .
Исходя из подобного толкования справедливости, "несправедливостью" закономерно оказывается "оккупация" "исконных армянских земель", возвращение которых составляет ядро концепции "хай тахд". А во имя столь "высокой" цели, как мы отметили выше, приемлемыми признаются практически любые методы. В связи со сказанным напомним, что уже на втором съезде партии "Дашнакцутюн" (1898) был провозглашен и включен в ее программу принцип террора как признанного орудия борьбы. Третий съезд партии выработал устав, подтвердивший право "Дашнакцутюн" на широкомасштабный террор. Следует заметить, что "оккупированные" земли охватывают весьма значительную территорию. Это восточные области Турции, западные районы Азербайджанской Республики, включая Нагорный Карабах, Нахчыван и земли вплоть до р.Куры, южную и юго-восточную Грузию - Борчалы и Джавахети. К тому же тезис об "оккупированных землях" влечет за собой другой тезис - жертвенности, пресловутой многострадальности армянского народа, якобы испытавшего незаслуженные невзгоды и притеснения на протяжении истории.
Армяне традиционно уделяют самое пристальное внимание воспитанию своей молодежи в националистическом духе, обязательному знанию языка, истории своего народа. Но этот национализм имеет ту особенность, что фактически зиждется на зоологической ненависти к туркам (включая азербайджанцев) как виновникам всех несчастий армянского народа в прошлом и настоящем. Из поколения в поколение этой ненавистью армянскую молодежь накачивают с младых ногтей, и неудивительно, что любой армянин, убивший турка, автоматически превращается в героя. Армян заставили твердо поверить в то, что мировое сообщество и международные организации не понимают их "трагедии". По их убеждению, турки должны расплатиться за совершенные ими "преступления", вернуть захваченные ими "исконные армянские земли" и признать мифический "геноцид". Что же касается христианских государств мира, в первую очередь ведущих держав, то они обязаны поддержать "правое дело" армян, ибо последние первыми приняли христианство и первыми же за это пострадали. Согласно давнему поверью, Иисус Христос якобы спустился с небес в священный Эчмиадзин и основал здесь армянскую церковь, наделив ее самостоятельностью и неким особым статусом , поскольку армяне - богоизбранный народ.
О "геноциде армян" скажем ниже, здесь же напомним, что, как писали выдающиеся арменисты конца XIX-первой половины XX веков, родина предков армян - историческая область Фракия на Балканах, то есть в Европе, откуда они в VIII веке до н.э. мигрировали в Малую Азию .
Возникает резонный вопрос: если армяне первыми приняли христианство и, значит, они такие ревностные христиане, то почему они на деле не докажут свою приверженность христианским заповедям, сделав действенные шаги к миру со своими соседями? Ведь Иисус Христос, как известно, не одобрял ненависть и тем более убийства ни в чем не повинных людей, а напротив, проповедовал любовь к ближнему. И что побуждает армян запрещать своим братьям во Христе, приезжая в Республику Армения, вместе с ними изъявлять свою любовь к Нему? Да, армяне имеют право отправлять религиозные ритуалы только в своей, т.е. армяно-григорианской церкви. Вот что писал по этому поводу историк Самуил А.Уимс в своей книге "Армения: тайны террористического "христианского" государства", изданной в США в 2003 году: "Армянская церковь считает отлученным от церкви любого армянина, который помолится в другом христианском храме. Всех армян, молящихся в других, не относящихся к официальной церкви храмах, армянская церковь проклинает адским пламенем…"
Армянская церковь традиционно служила центром политических дискуссий, в первую очередь по национальным вопросам, как, например, проблема пресловутой "великой Армении". Действуя во многих странах мира, армянская церковь оказывает активную поддержку армянским партиям и террористическим группировкам. Деятельность этого тандема - церкви и политических партий - имеет ярко выраженную антитурецкую направленность. Важной сферой этой деятельности является пропагандирование на международной арене тезиса о так называемом "геноциде армян". Если исходить из общепринятого определения геноцида как истребления людей по рассовым, национальным или религиозным причинам, то, судя по имеющимся историческим, в том числе многочисленным архивным документам, приходится говорить как раз о геноциде турок (и азербайджанцев) со стороны армян в начале XX века. Отметим, что 9 декабря 1948 года ООН приняла международную конвенцию о предотвращении преступления геноцида и наказании виновных в его совершении, и эта конвенция, вступившая в силу в 1951 г., налагает на подписавшие ее государства обязательство рассматривать геноцид, совершенный в мирное или военное время, как преступление против человечества и любыми способами предотвращать его . Не секрет, что главным поводом для принятия этой конвенции стал Холокост, то есть массовое истребление евреев немецкими нацистами до и во время второй мировой войны. Армянские националистические группировки всячески эксплуатируют этот факт в собственных интересах, навязывая мировой общественности трагические события 1915 года в качестве "геноцида армян" и добиваясь его признания на международном уровне. Более того, в дни поминания жертв Холокоста армянские группировки пытаются принять в них участие в качестве "жертв первого геноцида XX века".
Стремясь извлечь из всего этого выгоду, армянские организации стали активно протаскивать тезис о том, что армяне как народ, подвергшийся геноциду, вправе требовать "возвращения своих исконных земель", рассчитывая таким образом с одной стороны, реализовать абсурдную идею "великой Армении", а с другой - выбить себе как "многострадальному народу" разного рода льготы и компенсации. Такая политика проводится уже не одно десятилетие, облачаясь в одежды борьбы за "торжество справедливости". Определенные круги к месту и не к месту тиражируют приписываемую Гитлеру фразу "кто теперь вспомнит о геноциде армян?" , утверждая, что идея геноцида, мол, заимствована им у турок, и одновременно подсовывая общественности поддельные документы - якобы тайную переписку турецких высокопоставленных лиц, в числе которых и фальшивые распоряжения об убийствах армян . Нелишне заметить также, что ответственность за геноцид евреев возлагается на национал-социалистский режим, правивший в Германии, и никому не приходит в голову обвинять всех немцев, тогда как повинным в мифическом "геноциде армян" объявляют весь турецкий народ, а заодно азербайджанцев. Таким образом, армянские идеологи придали этой надуманной проблеме характер кровной межнациональной вражды. Любому ясно, что такая политика лишена здравого смысла - ведь в мире немного найдется стран и народов, которые хоть раз не воевали бы друг с другом, однако французам не приходит в голову объявлять своими извечными врагами немцев или англичан, алжирцам - французов, русским - монголов, монголам - китайцев, китайцам - японцев, мексиканцам - американцев…
В массе своей армяне живут в плену искаженных представлений; под влиянием систематически насаждаемого в сознание поколений и замешанного на туркофобии мифа о "геноциде" у них сформировалось слепое убеждение, что они народ-мученик - больше всех остальных пострадали, больше пролили крови . В этом большую роль играет армяно-григорианская церковь, которая, проводя алогичную связь между "геноцидом" и всемирным потопом, внушает своей пастве, что Всевышний вначале испытал "избранный" им армянский народ посредством всемирного потопа, а когда армяне с честью выдержали испытание, то ниспослал им второе, еще более страшное, - геноцид. Но и на этот раз армянский народ, оказавшись перед угрозой поголовного истребления, благодаря воле, жизнелюбию и стойкости сумел избежать уготованной ему трагической участи. Таким образом, в представлении армян турки не люди, а своего рода казнь египетская - вторая после потопа напасть, ниспосланная небесами .
Безусловно, великие державы используют армян в качестве непроходной пешки в антитурецкой игре и, шире, в своей политике на Кавказе и в Передней Азии. Так повелось со времени Берлинского конгресса 1878 года, когда европейские державы, противостоявшие Российской империи, придумали "армянский вопрос" . В этом контексте Армения предпочла бесперспективным пропагандистским наскокам на Турцию открытую военную агрессию против противника "по плечу" - Азербайджана. В результате, оккупирована и разорена пятая часть территории этой страны - Нагорный Карабах и семь прилегающих районов, произошла кровавая бойня в азербайджанском населенном пункте Ходжалы, сопоставимая с самыми бесчеловечными акциями против мирного населения, имевшими место не только в XX веке, но и в эпоху крестовых походов. Поэтому, хоть и косвенно, Ватикан, как представитель христианского Запада, организовавший в XI-XIV веках крестовые походы западноевропейских рыцарей на мусульманский Восток, оказал поддержку потенциальному армянскому агрессору против мира ислама, в том числе против Азербайджана, то есть принял сторону армянской церкви.
Вот уже почти полтора десятилетия длится пресловутый переговорный процесс по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Однако международные организации и государства, формально взявшие на себя посредничество в этом процессе, заботятся не столько о его справедливом урегулировании, сколько об обеспечении собственных геополитических и стратегических интересов в регионе, который богат природными ресурсами, в том числе важным углеводородным потенциалом, и находится в геостратегически важной точке на пересечении путей Запад-Восток и Север-Юг.
|